7 марта 2023г. Дэвид Чипперфилд стал 52-м лауреатом Притцкеровской премии. Это далеко не единственная награда: он был удостоен ордена Кавалеров Почета, получил золотую медаль RIBA, орден в Германии и рыцарский титул в Японии. Но вряд ли вы навскидку вспомните хотя бы три его работы. Его проекты не кричащие, они не сильно выделяются в городской застройке, зато идеально выполняют свои функции.
В портфолио его бюро David Chipperfield Architects более ста проектов — от музеев и градостроительных планов до жилья и дизайна интерьеров, оно охватывает все архитектурные типологии, от кладбищенских построек до коммерческих зданий. Его архитектура балансирует между минимализмом и утонченностью, строгостью и фактурной материальностью, где даже самые простые формы создают впечатляющие объемы и пространства.
Галерея Джеймса Симона названа в честь предпринимателя и мецената рубежа веков, благодаря которому Государственные музеи Берлина получили многие свои шедевры, включая знаменитый бюст Нефертити и другие находки из Амарны. Галерея оформляет юго-западный фронт Музейного острова, но главное – служит его главным вестибюлем. Это сооружение было задумано еще в конце 1990-х, на этапе конкурса на мастерплан реконструкции ансамбля музеев, который выиграл Дэвид Чипперфильд.
Наряду с Археологическим променадом, связывающим четыре из пяти музейных зданий острова под землей, галерея Симона служит каркасом для этого мастерплана. Она соединена с Пергамским музеем над землей, а с променадом – на уровне «минус один». В галерее содержатся масштабный вестибюль с кафе и большой открытой террасой, ниже, на антресольном этаже, помещены музейный магазин, гардероб, камера хранения и туалеты, под землей – пространство для временных выставок и аудитория на 300 зрителей.
Галерея обращена к каналу Купферграбен, парку Лустгартен и Дворцовому мосту высоким цоколем и колоннадой над ним. Искусственный и натуральный камень облицовки отсылает к историческим постройкам центра Берлина, а язык архитектуры – к окружающим ее сооружениям Шинкеля и Штюлера. Она физически продолжает колоннаду Штюлера, которую тот довел до Нового музея, а по смыслу – развивает заложенную тогда, в XIX веке, тему классического общественного пространства, открытого для граждан прусского Акрополя. Основной уровень галереи будет доступен всем в любое время суток, что подчеркивает роль Музейного острова не как туристического аттракциона со статусом объекта ЮНЕСКО, а как полноценной части одной из самых живых столиц Европы.
галерея Джеймса Саймона 2018, Берлин. David Chipperfield Architects
#David_Chipperfield #Притцкеровская_премия #architectureofthefuture #architecture_of_the_future #архитектурабудущего #architecture #Берлин_Новый #минимализм_архитектурный #Музей_Новый